Читаем детям рассказы

В рассказах о детях маленькие читатели видят себя как бы со стороны. Это помогает им задуматься: «Какой я?», а взрослым – выразить свои педагогические требования в образной, художественной форме, которая больше понятна малышам, чем прямое назидание и поучение.
Рассказы о взрослых показывают духовную красоту человека-труженика, рассказывают о той жизни, которой живут взрослые люди. Для детей эти рассказы звучат правдиво и убедительно ещё и потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам.
Рассказы о животных учат детей быть наблюдательными, прививают любовь к природе, Родине.
При хорошем руководстве чтением ребёнок размышляет над характерами героев, мотивами ихпоступков, а это учит лучше понимать самого себя.
«Напрасно думают, что дети не любят морали, - писал Л.Н.Толстой – ребёнок любит мораль, но только умную, а не глупую, и не в форме поучения, а как видимый и ощутимый результат». Главный персонаж детских рассказов Толстого – крестьянский ребёнок («Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Пожар»).
Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Например, Филипок преодолевает все трудности и достигает цели – его принимают в школу учиться. Многие рассказы Толстого вызывают глубокое сопереживание («Акула», «Прыжок», «Котёнок» и другие).
В других рассказах изображены правдивые картины сурового крестьянского быта. Погибла корова, и семья голодает («Корова»). Отец – солдат, и нет работника в семье: нужда, голод одолевают («Солдаткино житьё»). В цикле рассказов о Бульке и Милтоне автор стремится внушить детям любовь ко всему живому.
Интересны, поучительны, лиричны и эмоциональны рассказы Б.С.Житкова. Автор много знал и многое умел. В своих рассказах он как бы размышляет вслух, делится своим жизненным опытом, доверяя читателю-ребёнку («Пудя», «Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир», «Механик Салерно», «Дяденька», «Рассказы о технике» и другие).
Большого мастерства в рассказах о животных достиг В.В.Бианки. Читая рассказы, юный читатель получает первые уроки в школе натуралиста – он учится видеть, наблюдать. Очень осторожно писатель вводит пейзаж в свои рассказы, зная, что описания природы привлекают не всех ребят. В рассказе «Бешеный бельчонок» лес после дождя – весёлое, радующее душу зрелище.
Для маленьких читателей Бианки написал коротенькие рассказы-анекдоты, всё содержание которых построено на каком-нибудь любопытном приключении. Охотник на медведя не стал убивать зверя, видя, как внимательно слушает мишка звук лесной струны-щепки на расколотом грозой дереве («Музыкант»).
Н.Н.Носов написал много весёлых, поучительных, умных рассказов для детей. Дети в рассказах Носова стремятся познать окружающий их мир: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки в рассказе «Шурик у дедушки», то целый день трудились – строили снежную горку («На горке»), то решили сделать каток и «рьяно взялись за дело» («Наш каток»).
Какой бы из носовских рассказов мы не читали, сразу же начинаешь улыбаться. Носов владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира.
С 1959 года В.Ю.Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Короблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы», которые принесли автору огромнейшую популярность.
Уважаемые взрослые, читайте детям рассказы, они имеют большое воспитательное значение для подрастающего поколения, расширяют детский кругозор.
5 комментариев
Книги должны заинтересовывать детей. Нужно выбрать что ему ближе: животные, изобретения, сказки и читать об этом.