Как организовать диспут

Прочее
Как организовать диспутКак организовать диспут в школе для старшеклассников? В качестве примера для организации диспута для учащихся 7-8 классов взята тема «Наркотики: стоит ли бояться?»

Цель: Формировать у подростков осознанное отношение к употреблению наркотиков.




Задачи:
• Актуализировать проблему собственной ответственности за выбор увлечений.
• Дать информацию об опасности разового употребления наркотических средств.
• Развивать умение принимать другую точку зрения, формировать терпимое (толерантное) отношение к «непохожим».
• Способствовать развитию командных отношений в достижении результата.

Подготовка: Игра проводится в рамках одного класса или на параллели; учащимся объявляется тема диспута и предлагается заранее выбрать участников команд и капитанов (по 5 человек); ещё – посмотреть в Интернете информацию по теме диспута (сколько в мире денег тратится на наркотики в год, сколько наркоманов – из них детей и подростков; сколько преступлений, связанных с употреблением наркотиков); дальнейшая подготовка не нужна, так как роли определяются в процессе игры – важен экспромт.

Ход игры

1. Приветствие. Ведущий приветствует игроков и зрителей, объявляет цель и задачи игры. Объясняет правила поведения игроков.

2. Жеребьёвка. Капитаны команд подходят к столу ведущего и выбирают эмблему с названием команды, которое определяет, какую позицию они будут защищать: «наркотиков бояться стоит», «наркотиков бояться не стоит». Игроки занимают свои места: вокруг столов на противоположных участках сцены.

3. Название команд. Пока игроки придумывают название для своей команды и обосновывают его, зрителя отвечают на вопросы ведущего методом «свободного микрофона»:
• Каковы причины употребления наркотиков?
• Как вы относитесь к наркоманам?

Капитаны представляют свою команду, озвучиваю название (соответствующее их позиции) и объясняют его смысл для команды.
1. Разминка: методом «мозгового штурма». Все участники команд, отстаивая свою позицию («стоит» или «не стоит»), по очереди, не раздумывая, отвечают на вопросы: «Почему стоит?» и «Почему не стоит?» и фиксируют затем свои ответы в протоколе.

2. Конкурс капитанов. Известно, что суть употребления наркотических в-в – это получение так называемого «кайфа». Перечислите, от чего ещё в жизни можно получить удовольствие – без вреда для жизни? (Капитаны по очереди предлагают свои варианты).
3. «Перекрёстные» вопросы командам:
• «Чем больше говорят о наркотиках – тем больше вреда: идёт пропаганда. Поэтому говорить о наркотиках НЕ НАДО!» (Доказать эту позицию).
• «Если не знать о вреде наркотиков, то легко можно попасть под их влияние! Поэтому говорить о наркотиках НАДО!» (Доказать эту позицию).

Представители команд озвучивают свои ответы, могут дополнять и зрители.

4. Сценки. Капитаны получают задания для проигрывания сценок. Пока игроки готовятся, зрители отвечают на вопросы методом «свободного микрофона»:
• Что вы знаете о наркозависимости? Как она проявляется?
• Сколько в мире наркоманов (зависимых от наркотиков людей)?
• Сколько из них – дети и подростки?
• Какой процент наркоманов не доживает до 30 лет?
• Сколько денег в год тратится в мире на наркотики?
• Какие у наркоманов ценности?

Далее проигрываются сценки.
Сценка №1. Ты увидел в своём подъезде знакомого подростка, явно употребляющего в-во, похожее на наркотик. Как ты поступишь?
Сценка №2. В школьном туалете к тебе подходит «крутой» парень и угощает бесплатным «кайфом», объясняя, что понять всю прелесть можно только попробовав хотя бы раз. Как ты поступишь?

Игроки разыгрывают сюжеты сценок, комментируют свой выбор.
5. Вывод. Каков он, человек, который может сказать наркотикам НЕТ? Команды получают листочки и фломастеры, обсуждают качества личности устойчивого к «допингам» человека. Затем представляют «идеальный портрет».
6. Подведение итогов. В конце всем – зрителям и игрокам – предлагается проголосовать: «стоит бояться наркотиков» – «не стоит», победившую позицию аргументировать методом «свободного микрофона». Ведущий благодарит всех за активность, намеренно сам не делая никаких выводов.

5 комментариев

В наших старых советских фильмах школьники постоянно что-то обсуждали. Были мысли, участвовали всем классом. Это объединяет всех ребят и учителя с ребятами.
Очень хорошо, если диспут будут устраивать во всех школах по разным актуальным темам на сегодняшний день.
Очень хорошая статья. Только вот ни разу не слышала что бы в школе устраивали диспут, хотя если организовать и устроить, то класс будет сплочённее, каждый выскажет свои мысли. А тем очень много можно выбрать и нужно это обсуждать. Так школьники будут образованнее. Это очень хорошая идея.
Джоник
В статье описан хороший способ организовать диспут, причём и у школьников, и даже у студентов. Только темы, наверно, для такого способа должны быть немного другие, не такие однозначные, например, "Нужна ли смертная казнь" и т.д. Наркотики - абсолютное зло, думаю, это понимают уже большинство учеников. Команды, защищающей употребление наркотиков, может не получиться.
Согласна с автором статьи. Только проводить такие диспуты в 7-8 классе уже поздно. Надо начинать с 5 класса. Они уже умные детки, у них пока еще есть хоть какие то тормоза, какой-то страх. А дальше больше хвастовство друг перед другом.
Очень познавательная статья, спасибо! Действительно, только такими мероприятиями можно вовлечь ребёнка к данной теме, раскрыв для него исключительно отрицательные стороны наркотиков. Думаю, если бы таких мероприятий было бы больше, статистика людей-наркоманов, падала бы, а не возвышалась, как мы сейчас наблюдаем.
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.