Как организовать диспут

Цель: Формировать у подростков осознанное отношение к употреблению наркотиков.
Задачи:
• Актуализировать проблему собственной ответственности за выбор увлечений.
• Дать информацию об опасности разового употребления наркотических средств.
• Развивать умение принимать другую точку зрения, формировать терпимое (толерантное) отношение к «непохожим».
• Способствовать развитию командных отношений в достижении результата.
Подготовка: Игра проводится в рамках одного класса или на параллели; учащимся объявляется тема диспута и предлагается заранее выбрать участников команд и капитанов (по 5 человек); ещё – посмотреть в Интернете информацию по теме диспута (сколько в мире денег тратится на наркотики в год, сколько наркоманов – из них детей и подростков; сколько преступлений, связанных с употреблением наркотиков); дальнейшая подготовка не нужна, так как роли определяются в процессе игры – важен экспромт.
Ход игры
1. Приветствие. Ведущий приветствует игроков и зрителей, объявляет цель и задачи игры. Объясняет правила поведения игроков.2. Жеребьёвка. Капитаны команд подходят к столу ведущего и выбирают эмблему с названием команды, которое определяет, какую позицию они будут защищать: «наркотиков бояться стоит», «наркотиков бояться не стоит». Игроки занимают свои места: вокруг столов на противоположных участках сцены.
3. Название команд. Пока игроки придумывают название для своей команды и обосновывают его, зрителя отвечают на вопросы ведущего методом «свободного микрофона»:
• Каковы причины употребления наркотиков?
• Как вы относитесь к наркоманам?
Капитаны представляют свою команду, озвучиваю название (соответствующее их позиции) и объясняют его смысл для команды.
1. Разминка: методом «мозгового штурма». Все участники команд, отстаивая свою позицию («стоит» или «не стоит»), по очереди, не раздумывая, отвечают на вопросы: «Почему стоит?» и «Почему не стоит?» и фиксируют затем свои ответы в протоколе.
2. Конкурс капитанов. Известно, что суть употребления наркотических в-в – это получение так называемого «кайфа». Перечислите, от чего ещё в жизни можно получить удовольствие – без вреда для жизни? (Капитаны по очереди предлагают свои варианты).
3. «Перекрёстные» вопросы командам:
• «Чем больше говорят о наркотиках – тем больше вреда: идёт пропаганда. Поэтому говорить о наркотиках НЕ НАДО!» (Доказать эту позицию).
• «Если не знать о вреде наркотиков, то легко можно попасть под их влияние! Поэтому говорить о наркотиках НАДО!» (Доказать эту позицию).
Представители команд озвучивают свои ответы, могут дополнять и зрители.
4. Сценки. Капитаны получают задания для проигрывания сценок. Пока игроки готовятся, зрители отвечают на вопросы методом «свободного микрофона»:
• Что вы знаете о наркозависимости? Как она проявляется?
• Сколько в мире наркоманов (зависимых от наркотиков людей)?
• Сколько из них – дети и подростки?
• Какой процент наркоманов не доживает до 30 лет?
• Сколько денег в год тратится в мире на наркотики?
• Какие у наркоманов ценности?
Далее проигрываются сценки.
Сценка №1. Ты увидел в своём подъезде знакомого подростка, явно употребляющего в-во, похожее на наркотик. Как ты поступишь?
Сценка №2. В школьном туалете к тебе подходит «крутой» парень и угощает бесплатным «кайфом», объясняя, что понять всю прелесть можно только попробовав хотя бы раз. Как ты поступишь?
Игроки разыгрывают сюжеты сценок, комментируют свой выбор.
5. Вывод. Каков он, человек, который может сказать наркотикам НЕТ? Команды получают листочки и фломастеры, обсуждают качества личности устойчивого к «допингам» человека. Затем представляют «идеальный портрет».
6. Подведение итогов. В конце всем – зрителям и игрокам – предлагается проголосовать: «стоит бояться наркотиков» – «не стоит», победившую позицию аргументировать методом «свободного микрофона». Ведущий благодарит всех за активность, намеренно сам не делая никаких выводов.
5 комментариев
Очень хорошо, если диспут будут устраивать во всех школах по разным актуальным темам на сегодняшний день.