Начинающим водителям - трогание в подъем

Авто и мото
Трогание в подъемУметь правильно и быстро трогаться с места «под горочку» – крайне важно для водителя, так как на дороге ошибки и промедления не допустимы (слишком много участников движения, которые всегда спешат).

Для чего уметь правильно трогаться с места в подъем? Например, ситуация: чтобы попасть на оживленную трассу с второстепенной дороги, которая еще и под уклоном, надо убедиться, что отсутствуют помехи. А сзади почти впритык другие стоят, которые еще и спешат, а тут вроде как появилась возможность заехать на трассу (помеха слева, огромный большегруз, хоть и движется быстро, но еще далеко).



И вот, по сути, начинающий водитель должен сделать упражнение «заезд на эстакаду», только без права на ошибку (не скатиться назад, другие водители не поймут!), не заглохнуть, когда уже на трассе окажется, так как большегрузу не удастся мгновенно остановиться… Инструктора рядом не будет. В автошколах не натаскивают водителей до автоматизма, учиться приходится уже в реальных условиях.

Водитель со стажем это сделает без проблем – у него опыт и действия отточены до автоматизма. А новичку придется учиться и нарабатывать навыки. И ему будет намного проще, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач. На «механике» все сложнее». Ниже будет представлен алгоритм действий для «механики».

Если уклон небольшой, особых затруднений, как правило, не бывает. Маневр можно совершить и без применения ручного тормоза. Главное – поймать момент, когда, после плавного и быстрого отпускания педали сцепления автомобиль будет готов тронуться вперед и не скатится назад. В этот момент нужно плавно и быстро перебросить правую ногу с педали тормоза на педаль газа и нажимая педаль газа, тоже плавно и одновременно левой ногой очень плавно завершить работу с педалью сцепления. Если все сделано верно, автомобиль не скатится назад, тронется вперед и не заглохнет.

Если уклон большой, то тут кто как поступает – кто на ручнике, кто на обычном тормозе – все зависит от навыков. Вот, как учат в автошколах: выжимаем сцепление, включаем «нейтралку», останавливаем автомобиль, ставим на «ручник». Автомобиль «завис» на дороге с уклоном.

1. Сцепление - первая передача.
2. Потом прибавляем и удерживаем газ на слух. Правая нога фиксирует положение педали газа.
3. В этот момент левая нога плавно отпускает сцепления до момента, когда двигатель начнет работать в два раза тише - сцепление фиксируем. Если автомобиль переднеприводной, он «присядет» на заднюю ось.
4. Вторично прибавляем и удерживаем газ. Чем круче подъем, тем сильнее вторичное нажатие на педаль газа.
5. Опускаем ручной тормоз и очень плавно отпускаем сцепление. Педаль газа слегка удерживаем для дальнейшего движения.

Если в п. №3 не задержать сцепление или в п.№4 вторично не прибавить газа – автомобиль заглохнет. Если раньше времени отпустить ручник, то придется экстренно тормозить ножным тормозом, чтобы не позволить автомобилю скатиться назад.

Начинающим водителям крайне полезно будет отработать навыки начала движения на горку в местах, где нет помех с любой стороны, где они смогут в полной мере почувствовать свой автомобиль, почувствовать ход педали сцепления до микронов. Научиться чувствовать габариты автомобиля, может придется парковаться на крутом уклоне, на какой-нибудь улочке, плотно заставленной другими автомобилями, а потом в стесненных условиях и выезжать с места парковки – «Эстакада» и «Дворик» во одном флаконе и одновременно.

И еще водителю полезно знать устройство автомобиля, чтобы понимать, почему надо трогаться так, а не иначе, понимать, как работает трансмиссия, тогда проще будет понять алгоритмы трогания и освоить маневры. Критика и замечания по теме статьи в комментариях приветствуются.
Удачи на дороге!

11 комментариев

Спасибо за ценные советы. В подобной ситуации оказывалась множество раз. Считаю , что в случае , когда сзади впритык машины , лучше не рисковать. А вдруг..... Пусть объедут , даже если покрутят у виска. Ну , это совет для слишком осторожных.
На самом деле очень даже полезная статья, особенно начинающим автовладельцам! ну и для меня конечно, я как раз скоро буду посещать автошколу, ибо без четырех калес сейчас очень трудно! спасибо автору!
У меня водительский стаж 20 лет. И я хочу сказать спасибо автору , очень полезная статья. В свое время у меня был очень хороший пожилой инструктор. Он обучил всем тонкостям вождения. Правда когда впервые едешь один, все почему-то забывается. А сейчас очень страшно ездить даже в небольших городах, такое ощущение что у половины права просто куплены. Эту бы статью, да на широкую публику автолюбителей.
Спасибо за отзывы! И вот дополнение как сделать все тоже, но без ручника, а ножным тормозом. В статье этот момент описан очень кратко, а в комментарии - детали:
Трогание с ножного тормоза или с «полусцепки»[u][/u].

стоим на уклоне на нейтралке, с отпущенным сцеплением, отпущенным ручником, нажатым ножным тормозом.
1. Сцепление - первая передача
2. Плавно отпускаем сцепление и в момент, когда автомобиль «задрожит», задержим сцепление Именно этим мы сможем удержать автомобиль и не дать ему скатиться в последствии.
3. Правую ногу переносим с тормоза на газ, стабильно нажимаем и удерживаем его.
4. Очень-очень плавно полностью отпустить сцепление.
5. Газом регулируем скорость движения.
Ошибки:
- заглохнем (!), если:
а) сцепление в момент, когда а/м «дрожит», не удержано (п.2);
б) при переносе правой ноги с тормоза на газ, левая нога вздрагивает - тогда «точка задержки» теряется;
- скатимся назад, если правая нога перенесена с тормоза на газ слишком рано, т.е. до «задержки» сцепления;
если при переносе ноги с тормоза на газ – газ давится очень сильно – трогание происходит с большим шумом и значительным износом сцепления;

если вторичное отпускание сцепления происходит резко, - или глохнем или трогаемся с адским рывком и с большим износом всей трансмиссии.
и еще немного:
При трогании в горку задним ходом все тоже самое, но:
1. вместо 1-ой передачи включают заднюю передачу;
2. в процессе смотрим назад через правое плечо.

Трогание в гору любой крутизны можно производить любым способом, но на крутые склоны лучше с ручника трогаться.
Когда я проходил автошколу, было такое правило, что упражнение "Эстакада" выполняется исключительно с ручника. Но хозяин автомобился сказал - ручник хреновенько работает... С таким ручником, даже если я все правильно буду делать, эстакаду могу и не пройти... Ну тогда я и спрашиваю у проверяющего - а можно ли отойти от правил и сделать ее с ножным тормозом. Проверяющий с чувством юмора и очень толковый. Он ответил примерно так: "Да делай ты ее как хочешь, только сделай"... Вот тогда я впервые и решился сделать ее по своему... В тот вечер мне крупно повезло, я эстакаду сделал по своему, не скатился назад, не заглох не взревел, не спалил сцепление, а после экзамена полез в инет и узнал, как оказалось, что я ее примерно правильно и делал... На будущее решил, что сначала буду читать, как правильно, а потом делать, а не наоборот.
Потом был заезд в бокс - опять повезло, хоть и со второй попытки, но заехал идеально. Площадка пройдена...
Но с городом какая-то фигня была... Чего-то боялся, хреново очень все было, но и город прошел с 3 попытки... Потом началось... Права имеются... Покатался по дорогам на скорости от 120 км час, хотя положено не более 70, ибо тогда еще стажа не было у меня... По городу почему-то носился около сотни (где это было возможно), хотя положено максимум 60. Потом были и косяки, и ошибки, и попытка устроить обгон по встречке, а в результате внезапно появился встречный поток и пришлось прижаться к автобусу и какое-то время двигаться по встречке, вынуждая встречный поток уходить от лобового столконвения.
В автошколе многому не учат - приходится постигать многое на дороге самому... Так, что очень рекомендую внимательно изучить видеоматериалы, наподобие типичных ошибок начинающих водителей. Очень познавательно. И у меня был момент, после которого я хорошо понял, что НЕ НАДО ГОНЯТЬ на бешенных скоростях, тем более начинающим водителям...
Полностью согласен с автором, любой водитель должен хотя бы в принципе знать процессы, происходящие в автомобиле. Только тогда он сможет делать осознанные действия и понимать их суть. Если вы трогаетесь с места на подъеме, обязательно нужно научиться чувствовать момент включения сцепления и вовремя добавить газу, чтобы автомобиль не заглох.
Джоник
Очень полезная статья для автомобилистов. Я тоже планирую получить права, но позже. Специально перечитал всё очень внимательно, очень подробно всё расписано, даже для новичков.
Если есть задумка в перспективе идти в автошколу, то можно не терять время уже сейчас, а начать разбираться с ПДД. Во время учебы в автошколе это придется делать уже в ускоренном темпе, так как зачеты посыпятся один за другим. Уже сейчас можно открывать и находить там видео, раскрывающие ошибки новичков в вождении. В автошколе может оказаться равнодушный и скучный препод, который начнет монотонно перечитывать брошюрку по правилам вслух и мало что будет объяснять. Например - почему в иных ситуациях ПДД запрещают совершать опережение с правой стороны, когда вроде бы и ничего и не мешает это сделать? С правой стороны может быть поворот и съезд с дороги, перед которым возможен небольшой затор. А опережающий справа этого не увидит из-за большегруза, который впереди будет ползти, как черепаха, и на большой скорости в затор в этот влетит и не успеет уйти влево обратно - помешает медленно ползущая уже другая фура, которая ползет впереди первой фуры, которую так старались опередить.
Уже можно смотреть видео и разбираться с ПДД. И тогда в автошколе все будет очень легко...
Курсанту автошколы крупно повезет, если он будет сдавать экзамен в ГАИ зимой и будет, например задним ходом заежать в бокс, а снежок на площадке не будет убран. Главное, чтобы сохранился след от колеса предыдущего курсанта, который удачно и идеально закатился в бокс. Тогда автомобиль можно будет аккуратно "вести по следу", никуда не отклоняясь. И "удачный след" заведет удачно в бокс...
На экзамене дается только две попытки, заглохнуть категорически запрещено! Если курсант видит, что он уже не вписывается, то исправить это он уже никак не может. Двигаться при сдаче упражнения можно исключительно задним ходом.
В реальности уже сама жизнь научит закатываться в гараж, она не будет ограничивать число попыток, не будет ограничивать свободу движения - в любой момент можно будет траекторию исправить. Но это для заезда в гараж. А вот если придется парковать автомобиль задним ходом в очень ограниченных условиях, то вот тут как раз и пригодятся навыки правильной парковки задним ходом и с первого раза!
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.